Электронная реконструкция творческого архива: экономические и правовые аспекты. Опыт РГАЛИ и Архива русской эмиграции университета г. Лидса

Российский государственный архив литературы и искусства – самое крупное в России хранилищем материалов по истории русской культуры XIX-ХХ вв. Находящиеся в РГАЛИ автографы, среди которых рукописи М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова, И.А. Бунина, Б.Л. Пастернака, А.А. Ахматовой и многих других, востребованы широким кругом ученых-гуманитариев. Здесь представлены все этапы создания произведений - от черновых и беловых рукописных автографов до правки на страницах книг, вырезках из газет, полях тетрадей и письмах. Именно поэтому огромное значение для РГАЛИ имеют исследования в области электронного архивирования, позволяющие не только облегчить работу ученого и сам доступ к документам, но и увидеть то, что раньше было скрыто под наслоениями текста, вклейками или вычеркнуто самим автором.

Рисунок 1
Принцип построения электронного каталога РГАЛИ

Существуют различные способы представления информации об архивных документах. Это система каталогизации архивных материалов на бумажной основе (архивные описи и традиционные каталожные карточки), путеводители по архивам и другие справочники, и наконец, – комплексные электронные каталоги архивов (рис.1). Методика комплексной электронной обработки информации сложилась за рубежом. Большинство крупнейших архивов или рукописных отделов университетов и библиотек имеют интернет-сайты, работающие в режиме on-line. На сайте размещена не только справочная информация (история архивных коллекций, режим работы архива, публикаторская деятельность, текущие выставки и т.п.), но и электронные каталоги, позволяющий вести поиск по нескольким параметрам. Чаще всего это поиск по ключевым словам, а также поиск па названию, авторству и архивным шифрам.

Основным способом создания электронного каталога остается поточная оцифровка справочников и описей на бумажном носителе и ретроконверсия образов. Аннотация документа или фонда интегрируется в комплексный каталог, проходит редактирование, и наконец, появляется в Интернете (рис.2). Размещение аннотаций архивных документов в Интернете имеет огромное значение для развития источниковой базы научных исследований. Тем не менее, это только часть возможностей, которые предоставляет исследователям информатизация архивов. Наиболее отвечают задачам научно-исследовательской работы базы данных «следующего поколения» - виртуальные архивы, позволяющие не только оперативно отбирать документальные источники, но и проводить работу с полностью идентичной подлиннику электронной копией документа. Именно поэтому в последние годы одним из приоритетных направлений работ архивов стало включение в электронный каталог оцифрованных изображений рукописей, доступных в режиме on-line.

Рисунок 2
Электронный каталог РГАЛИ

В РГАЛИ находится одно из крупнейших собраний архивных материалов И.А. Бунина. Это, в первую очередь, оставшийся в 1920-м году в России писательский архив, а также материалы, поступившее от Леонида Зурова. Таким образом, в РГАЛИ сложился уникальный комплекс, в котором хранятся произведения Бунина за почти семидесятилетний период творчества, и представлены все этапы создания произведений.

В архиве поэтических текстов находятся автографы ранних стихотворений (первые из них датирован 1886 годом), их правка, выполненная в России и в эмиграции; стихотворения двадцатых и тридцатых годов (автографы, книги и газетные вырезки с авторскими пометами); так называемая «Парижская Тетрадь» - шесть тетрадей 1943 года, в которых собраны стихотворения с 1898 по 1938 год с замечаниями и уточнениями Бунина на полях; и наконец, стихи позднего периода – 1944 – 1953 гг.

Среди более чем значительного ряда прозаических произведений можно выделить рассказы - их перечисление заняло бы весь доклад, представленные автографами, машинописью и гранками с правкой; здесь же находится роман «Жизнь Арсеньева» (черновые автографы, машинопись с авторской правкой), и повести «Митина любовь», «Дело корнета Елагина» (рукописный автограф, машинопись с правкой автора); а также цикл «Темные аллеи». В РГАЛИ собраны письма Бунину более чем трехсот корреспондентов и оригиналы ответных писем Бунина. Здесь, в качестве примера работы над эпистолярным произведением, показан черновик письма Бунина Максиму Горькому (рис.3).

Рисунок 3
Письмо Ивана Бунина Максиму Горькому

Для создания виртуального архива И.А. Бунина было необходимо решить целый комплекс проблем, и в первую очередь – экономические вопросы. На данном этапе оцифровка архивных документов не включена в Федеральную государственную программу «Архивы России», направленную, в части информатизации, на развитие электронного справочного аппарата. Кроме того, основа виртуального архива – рукописные раритеты, не подлежащие поточному сканированию. Уникальные материалы сканируются вручную, что значительно увеличивает стоимость проекта. В связи с этим РГАЛИ рассматривает виртуальные архивы как научно-исследовательские проекты, подлежащие целевому финансированию научных фондов – Российского государственного научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований, ЮНЕСКО, Фонда Владимира Потанина и других.

Второй существенной проблемой, затрудняющей архивные исследования, остается разобщенность россики по архивам разных стран. Ученые не могут получить доступ ко всей полноте рукописей, более того, нередко им недоступна даже информация о составе и содержании архивных фондов. Иллюстрацией к этой проблеме как раз и стала судьба творческого наследия Ивана Бунина, разделенного не только между различными хранилищами, но и разными странами. Архивы Бунина сосредоточены в двух крупнейших фондах: Российского государственного архива литературы и искусства (г. Москва) и Русского архива Лидского университета (г. Лидс, Великобритания). Отсутствие целостного научно-справочного аппарата и разобщение архивных материалов не позволяют создать ни исчерпывающей библиографии его работ, ни подготовить академическое собрание сочинений.

И третья проблема – правовая. До 2023 г. на публикацию материалов Бунина, в т.ч. и электронную, распространяется авторское право. Таким образом, для создания и размещения в Интернете электронного архива Бунина было необходимо последовательно решить три задачи:


1. Найти финансирования для целевой оцифровки российских материалов И.А. Бунина.
2. Достигнуть соглашения с Архивом русской эмиграции в Лидсе о создании объединенного электронного архива Ивана Бунина.
3. Достигнуть соглашения с фондом Ивана и Веры Буниных о легальной публикации в Интернете электронных образов творческого архива Бунина.

В сентябре 2009 г. РГАЛИ обратился в Фонд фундаментальных исследований с проектом восстановить в Интернете исходную целостность наследия Бунина. Проект был поддержан, и с 2010 г РГАЛИ начал оцифровку архива Бунина1.

С 2011 г. начались переговоры с Лидсом, в результате которых было достигнуто соглашение о создании объединенного цифрового архива Ивана Бунина. С этого времени Архив Русского зарубежья г. Лидса начал сканировать фонд Бунина (рис.4). В ходе переговоров было выделено три блока наиболее востребованных учеными материалов, которые войдут в цифровой архив.

Рисунок 4
Широкоформатный сканер

В первую очередь, это черновые, беловые и опубликованные варианты сборника «Темные аллеи». Нужно отметить, что «Темные аллеи» никогда не были изданы полностью, так, как их задумал Бунин. Сборник цензурировался в эмиграции, и затем, еще более жестко, в советских изданиях. Часть рассказов, написанных для него, до сих пор не опубликованы. Второй блок – вырезки из газет из журналов с пометами Бунина, часть из которых находится в РГАЛИ, часть – в Лидсе. И конечно, нам надо добиться, чтобы в распоряжении ученых оказался именно этот источник, передающий отношение Бунина к своим произведениям. И, наконец, последний блок – поздние редакции стихотворений Бунина. Работа с электронными изображениями позволяет не только фиксировать процесс создания текста, но и восстановить, казалось бы, полностью утраченные строки. Именно для стихотворных текстов это играет особую роль, т.к. здесь «удельный вес слова» более значим. Лучший пример этого – электронная обработка так называемой «библиотеки поэта», в которой Бунин продолжал работу над уже опубликованными произведениями, и «черновиком для правки» становился сборник стихотворений или очередной том собрания сочинений. Электронные копии, созданные с разрешением от 300 до 800 TIFF, позволяют масштабировать изображение, а их последующая обработка позволяет выполнить электронное ретуширование текста (путем последовательного наложения друг на друга полностью идентичных копий) и восстановить следы осыпающегося карандаша, «проявляя» неразборчивые или стертые временем фрагменты (рис.5).

Рисунок 5
Восстановление осыпающегося карандаша

И последний этап работы над проектом – этап 2012 г. – соглашение с фондом Ивана и Веры Буниных о праве публикации в Интернете описей и образов архивных документов. В марте этого года распорядитель фонда, Ричард Дэвис дал принципиальное согласие на их размещение в сети. Сейчас ведутся переговоры о составе и технических характеристиках объектов.

Объединенный электронный архив Ивана Бунина – один из наиболее сложных и в то же время ярких примеров работы по электронному архивированию. Пройдя все этапы проекта, мы сможем разработать методику виртуального представления творческого наследия. Архивы Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Вячеслава Иванова ждут своей очереди.

А.А. Ларин, Л.В. Хачатурян
Наверх
 

Все права на размещенные здесь материалы принадлежат предоставившим их архивохранилищам или ученым.
Если вы хотите опубликовать эти материалы в своей книге или сделать перепост, пожалуйста, согласуйте это с редакцией сайта
или обратитесь непосредственно в предоставившую их организацию.

Войти